В наше время, родители могут многое, но…
Есть такая фраза из басни Ивана Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Я бы не советовала родителям самостоятельно приступать к постановке звуков у детей, поскольку они не знают очередности работы над теми или иными звуками, их артикуляционный уклад. Такого вида занятия могут нанести вред, а не пользу. И переучивать специалисту будет труднее.
Родители могут помочь логопеду, выполняя самостоятельно с детьми подготовительные упражнения на развитие подвижности губ, языка: пощелкать языком, надуть щеки, вытянуть губы в трубочку, облизать губы и зубы, растянуть губы в улыбке, широко открыть рот и так далее. Как показывает опыт работы, разнообразные движения пальцами и ладонями крайне положительно влияют на развитие речи у детей. С давних пор мамы, бабушки играли с детскими пальчиками, используя «пестушки».
Вот некоторые из них:
"Сорока-ворона (водим пальчиком по ладошке) Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, (загибаем по очереди пальчики) Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Он дрова не рубил, Он воду не носил, Он печку не топил, Он кашу не варил, Он Машу не кормил".
"Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама, этот пальчик – я".
"Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики ребенка на своей ладони) Где были? - У бабушки! (соедините ручки ладошка к ладошке) - Что ели? - Кашку! (хлопнули в ладоши) - Что пили? - Бражку! (хлопнули еще раз) Кашку поели, Бражку попили, Полетели-полетели-полетели, На головку сели! (прикасается ребенок к своей голове, раскрывая ладонь)". Таким образом, мелкую моторику можно развивать с помощью пальчиковой гимнастики, которая и включает в себя потешки, песенки, стихи, сказки.
Очень хорошо развивают моторику занятия рисованием, лепкой, аппликацией; складывание пазлов, игры с разнообразными природными материалами (каштаны, орехи, желуди, крупы), игры с мелкими деталями (нанизывание бусин на леску).
Советы логопеда по развитию речи
1. Говорите с ребенком спокойно, плавно, неторопливо. Ваша речь является образцом для детей.
2. Разговаривайте с ребенком везде и всегда: во время одевания, раздевания, приготовления еды, уборки, игры, идя по улице, в магазине. Например, во время прогулок рассматривайте деревья, цветы, птиц, опавшие листья, машины и прочее. Проговаривайте увиденное. Описывайте предметы, которые встречаются вам на пути.
3. Читайте детям сказки, истории. Это способствует расширению словарного запаса, а также развитию воображения. Просите пересказать сказку вам или сестричке, братику, кукле, тете.
4. Разговаривайте с ребенком на равных, то есть не «сюсюкайтесь», не передразнивайте, если ребенок неправильно произносит слова.
5. Не заставляйте произносить раньше времени звук (если он не появился еще в речи), который хотите слышать вы. 6. Задавайте вопросы ребенку: «Что это?», «Какого цвета мяч?», «Что делает мальчик?» и прочие, избегайте вопросов, ответы на которые односложные («да», «нет»).
Любите своих детей, будьте мудры, терпеливы к ним и внимательны к их речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий